
Они сошлись: Волна и камень
вторник
В рамках цикла «Этюд для двоих»
Дуэль в литературе и музыке
Музыкально-литературный отдел
Авторы и ведущие – Галина Остапец, Елена Самарина
Слово «дуэль» в современном мире совершенно утратило свое первоначальное значение. Сегодня, к счастью, оппоненты вступают лишь в словесные поединки. А вот в XIX веке дуэль была частью обыденной жизни. И только поединок, происходящий по определенным правилам, парный бой, мог восстановить честь, снять с обиженного позорное пятно, нанесенное оскорблением. Наша программа расскажет вам о дуэлях и дуэлянтах, секундантах и бретерах.
В романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» культ дуэли поддерживает Зарецкий – человек сомнительной честности. Дуэль – предрассудок, но честь, которая вынуждена обращаться к ее помощи, – не предрассудок. Условия дуэли между Онегиным и Ленским были очень жесткими, хотя смертельной вражды явно не было. Каковы причины этой дуэли? Фрагмент романа прочтет артистка Новосибирской филармонии Юлия Кириллова.
Лев Николаевич Толстой, проповедник идеи непротивления злу насилием, не видит в дуэли двух своих персонажей ничего нелепого, но вкладывает в уста Безухова определение «Глупо!». Можно ли считать высшей справедливостью тот факт, что не умеющий стрелять Безухов ранит Долохова, а тот, опытный стрелок, промахивается? На этот вопрос ответят артисты Новосибирской филармонии Алексей Терехов и Артем Свиряков.